Методическая копилка

Коррекционная работа  учителя-дефектолога, направленная на преодоление отставания слабовидящего ребенка в приобретении знаний, умений и навыков по разделам « Программы ...»

Работая с детьми с нарушением зрения, для достижения требований программы и осуществления федеральных требований, свою работу я начала с того, что все дети, для проведения занятий, носящих умственную нагрузку, были дифференцированы на 2 группы, исходя из их зрительных и интеллектуальных особенностей. На занятиях по развитию речи для развития зрительного восприятия использую сюжетные картинки, которые имеют важное значение для умственного развития ребенка. С их помощью формируются действия и способы умственной деятельности, связанные с обобщением. Систематическое применение сюжетных картинок приводит к оптимальному сочетанию наглядного восприятия и словесно - логических процессов.
Рассматривание картин, составление по ним описательных, творческих рассказов играет большую роль в формировании зрения детей. Картины для рассматривания беру крупные, показываю их на уровне глаз детей. Детям с низким зрением предлагаю посмотреть картину вблизи более продолжительное время, а также даю задание рассмотреть более крупные предметы, находящиеся на переднем плане, детям же с наиболее высоким зрением предлагаю рассмотреть предметы более мелкие, которые изображены на втором плане, подробно описать их, стараясь ничего не пропускать. Все это помогает детям увидеть изображенное в целом и разглядеть по частям, понять его содержание, разобраться в нем.
Во время беседы на занятиях я готовлю наглядный материал для показа, будь то беседа о птицах, животных, насекомых, включаю сюда и коррекционную работу - обвод по контуру, их вырезывание, штриховка. На своих занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим использую естественный природный материал - снег, воду, землю, камни, песок. Это позволяет детям наглядно все увидеть , потрогать , понюхать   и   т.д. Например,   недавно,   я проводила с детьми небольшой опыт - очищали загрязненную воду через естественные природные фильтры (камни), а также через искусственные (вата, марля ). В процессе этого опыта дети получили знания о том , как очищают загрязненную воду , чтобы она стала чистой и пригодной для питья , сами все это проделывали . Целью этой работы было включение не только зрительных и слуховых анализаторов , но и тактильных.
Ребенку с нарушенными зрительными  функциями труднее определить форму , величину , пространственное расположение предметов , рассмотреть движущиеся предметы по сравнению с нормально видящим ребенком. Нарушение бинокулярного зрения усложняет и затрудняет ориентацию в пространстве , овладение измерительными приемами усвоение таких понятий как « больше - меньше» , «толще - тоньше» , «выше - ниже» , «дальше         ближе», формируются у слабовидящих детей медленнее. На занятиях дети быстро утомляются, отвлекаются, когда не учитываются зрительные, нагрузки  и поэтому я обязательно провожу физ.минутки, гимнастику для глаз, направленную для фиксации взора «верх – вниз», «вправо-влево»,  даю детям отдохнуть, расслабиться.
На занятиях по математике я использую наглядные пособия, раздаточный материал. Для показа геометрических фигур беру как плоскостные фигуры, так и объемные. Работа с объемными фигурами, предметами позволяет детям получать дополнительные представления о форме, цвете, величине. Для ориентировки на листе бумаги предлагаю детям карточки с геометрическими фигурами, находящиеся в разных углах, а также для ориентировки в пространстве       зрительные    ориентиры находящиеся на потолке , а еще использую такие игры , упражнения типа «Найди место в комнате» , «Где стоит предмет , который нужно угадать ?» и т.д. 
    У дошкольников в связи с нарушением зрения затрудняется счет движущихся предметов. Для этого применяю в своей работе такие коррекционные упражнения - предлагаю повторить определенное количество шагов, приседаний, прыжков, хлопков, посчитать сколько раз взмахну флажком и т.д.
Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета провожу счет с опорой на зрение, слух, осязание (например, определить на ощупь количество предметов, находящихся в мешочке, сколько раз ударю молоточком). Дети самостоятельно составляют задачи, наглядно изображая на фланелеграфе условия задачи, решение изображают цифрами. В своей работе использую счетные палочки для разложения множества на группы, дошкольники выкладывают из них различные фигуры (развивается логическое мышление).
С детьми, недостаточно усвоившими программный материал, провожу индивидуальную работу, рекомендованную учителем-дефектологом, учителем-логопедом, обращаю внимание педагога-психолога на поведенческие нормы некоторых детей.
У некоторых дошкольников недостаточно развито цветоразличение оттенков. Для работы над этим недостатком обращаю внимание педагога доп.образования по изобразительной деятельности . Такая работа, находящаяся во взаимосвязи со всеми специалистами, позволяет добиваться большего эффекта в достижении получений знаний детьми .
В своей коррекционно-воспитательной работе придерживаюсь принципов:
·        создаю в процессе обучения детей условия, благоприятные для зрительного восприятия;
·        оптимально использую наглядные пособия;
·        применяю специальные методы обучения, учитываю  детей по их группам зрения;
·        осуществляю индивидуальный подход к    обучению    психофизиологических особенностей детей.
Таким образом, проводя целенаправленную коррекционную работу с детьми, добиваюсь усвоения образовательной программы с учетом их зрительных особенностей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий